popov_pavel2017 (popov_pavel2017) wrote,
popov_pavel2017
popov_pavel2017

Category:

ГИБНУЩИЕ ПАМЯТНИКИ ВОРОНЕЖА (продолжение)

П.А. ПОПОВ,
кандидат исторических наук, член Союза писателей России,
доцент института архитектуры и градостроительства ВГТУ (ВГАСУ)



(Начало см.: http://popov-pavel2017.livejournal.com/2127.html)


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
БЕДА ПЛОЩАДИ ЛЕНИНА

Да, это беда не одного дома-памятника, который официально памятником не признан. Это беда огромного пласта культурного наследия Воронежа – его прекрасных советских архитектурных ансамблей, которые определяют лицо города не в меньшей, а в большей степени в сравнении с исторической дореволюционной застройкой.

Воронеж явно отстает от многих российских областей в постановке на государственный учет (регистрация в списке выявленных объектов культурного наследия, затем в Едином государственном реестре) памятников советской эпохи. Ведущие столичные культурологи давно признали Воронеж одним из наилучших городов России по архитектуре советского классицизма – как по отдельным ценным зданиям, так и по ансамблевой застройке целых улиц и площадей. Но вот парадокс: у нас не занесены даже в перечень выявленных объектов ни ансамбль главной площади Ленина (включает «Дом Советов», театр оперы и балета, Никитинскую библиотеку, бывшую гостиницу «Воронеж», несколько жилых домов, расставленных по единому композиционному замыслу), ни ансамбль привокзальной площади с вокзалом и улицей Мира, ни ансамбли Плехановской улицы, ни ансамбль улицы Героев Стратосферы – некогда главный на Левобережье… По закону можно снести и застроить небоскребами всю основную часть площади Ленина!



Площадь Ленина. "Дом под полотном" - дом № 6. Фото П.А. Попова, 18 мая 2017 г.


Для новых градостроителей очень выгодно, что угловой (закругленный на углу) пятиэтажный дом № 6 на площади Ленина объявлен аварийным и приходит в упадок. А ведь это самая ранняя часть ансамбля (открывающая к тому же начало улицы Кирова). Это гордость города. Дом сооружен в 1930–1931 годах по проекту архитектора Мясниковой в формах конструктивизма, а восстановлен в 1951 году в формах советского классицизма по проекту выдающегося воронежского зодчего Николая Владимировича Троицкого при участии архитектора Р.В. Березиной. Здешние парадные фасады были созданы раньше фасадов других жилых домов на главной площади. Поэтому именно дом № 6 во многом определил масштаб и стилистику остальных домов, образующих каре вокруг «Дома Советов» - нынешнего здания областного правительства. До начала компании по борьбе с излишествами в архитектуре СССР на этом доме удалось создать наиболее торжественный фасадный декор.

Исключительны  заслуги Н.В. Троицкого как главного архитектора Воронежа 1943–1951 годов. В самое решающее, судьбоносное для восстановления города время коренной воронежец надежно отстоял общую цель: не новый город построить, «добив» разрушенный, а старорусский, привычный и всеми любимый, возродить в самом лучшем новом качестве. Николай Владимирович задал и общую высочайшую планку градостроительного профессионализма, и душевный настрой всех архитекторов. Они по-русски трепетно и очень скрупулезно относились как к созданию центральных величественных ансамблей, так и к восстановлению каждого старинного здания, к его обязательной гармоничной увязке с ансамблями. А многолетнее преподавание Троицкого-профессора в инженерно-строительном институте (ВИСИ, теперь ВГАСУ) и издание книг Троицкого-краеведа дополняют пространную картину работы и творчества коренного воронежца.

Зодчий Николай Троицкий. Фото из семейного альбома Троицких

В 1929 году газета «Коммуна» сообщала, что Мясникова закончила проект и что стройка начнется весной будущего года. Особенности первого проекта: в доме две квартиры-коммуны по 10 комнат каждая, большой универмаг, ясли, прачечная и даже «газоубежище» (это за несколько лет до прихода к власти нацистов в Германии!).

При восстановлении дома крупные проемы на фасадах, свойственные конструктивизму, были частично заложены шлакобетонными блоками для создания новых классицистических форм. В наши дни, видимо, проступили швы между кирпичной и шлакоблочной кладкой. Но эти трещины вряд ли представляют большую опасность для сохранности всего здания.

Фасадам присущи многие элементы, характерные для монументальной «сталинской» архитектуры. Колонны празднично разбивают лоджию, обращенную на главное административное здание области. Красивые пилястры задают членение всего остального пространства на двух верхних этажах, включая креповки (выступы). Угловая закругленная часть интересно оформлена тройными окнами, с различными особенностями на четырех этажах. Эффектна лепнина в духе классицизма, доживающая свои последние дни. Эту часть дома венчает небольшой аттик с изгибом в духе барокко: такова прихоть Троицкого, который, вероятно, очень деликатно напомнил о большом архитектурном возрасте Воронежа за рамками классицизма.

В целом же дом особенно интересен как образово-показательный, наш воронежский, пример переделки форм конструктивизма в формы классицизма.


В послевоенных условиях карнизы для быстроты и простоты были зашиты досками, а штукатурку выполнили поверх дерева. Очевидно, таков был не просчет, а расчет: карнизы вполне держались до 1990-х годов, поскольку долгие десятилетия городские фасады окрашивались легкой, «дышащей» побелкой. Однако стоило только применить современную неорганическую краску, как часть карниза свалилась прямо на головы прохожих! После этого и решили вынести дому приговор в его аварийности. Да еще намеренно сбили, по тогдашне пагубной «моде», по указанию городских властей, часть балконных ограждений и другие «опасные» детали декора, чтобы и они не упали под тяжестью новой краски.





Площадь Ленина, дом № 6 - еще не завешан полотном. Фото П.А. Попова, 2008 г.

С тех пор в городе уже несколько раз сменилось руководство, а дом – на самом видном городском месте! – так и стоит неухоженный, а аварийный или нет в реальности – неясно. Один из ранних проектов предполагал снос дома, но строительство на его месте такого здания, в котором славный фасад Троицкого был бы воссоздан (точно ли?). А что сбудется сейчас – общественности неизвестно. Исчезло всем знакомое почтовое отделение на первом этаже. Но остался вылепленный на фасаде номер почты: цифра 5.

Горожане прозвали непризнанный памятник «домом под полотном», ибо он подобно даче Вяхиревой замаскирован полотном, только огромным. Нынешние власти не стали мириться с ободранным видом дома, разумно превратили его хотя бы во временную красивую декорацию. И на полотне изображены настоящие ценные детали фасада.

 В 2012 году автор этих строк по поручению Комитета по культуре Областной думы выполнил историческое обоснование для придания площади Ленина (а также проспекту Революции) статуса объекта культурного наследия «достопримечательное место». Архитектурную часть проекта начала создавать Л.В. Кригер. Далее областной Департамент культуры завершил создание необходимой документации, но… она почему-то не прошла государственную экспертизу. В 2013 году мне довелось выполнить раздел «Культурное наследие» в исследовании состояния местной культуры «Воронежский пульс» -  заказ правительства Воронежской области. Там я вновь обратил особое внимание на большой пробел в охране местного советского культурного наследия. Наконец, в 2014 году мне поручили составить исторические справки для разработки охранных зон всех объектов культурного наследия в центре Воронежа. Я опять рекомендовал
охрану ансамбля площади Ленина (дома № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15, а также угловой дом по улице Платонова, 18). Но в реальности созданные охранные зоны, охватив (к счастью) многие дома проспекта и три дореволюционные здания-памятника в северо-восточной части площади, опять обошли стороной наш самый главный советский ансамбль. Значит, это дело будущего…

Доныне несчастный дом № 6 неотделим от ансамблевой застройки центральной площади. До сих пор он принимает на себя один из важных композиционных акцентов в ансамбле. И мы обязаны не по закону, а по совести сохранить фасадную часть здания – ради всего ансамбля!




Полуразрушенные в Великую Отечественную войну дом и площадь. Печально знаменитый снимок виселицы на памятнике Ленину (устроена фашистами) тоже сделан на фоне описываемого дома. Он выстоял оккупацию, перенес разруху, а теперь его приговорили к кончине, невзирая на гораздо лучшее состояние? А может, настала пора снять завесу и вместо сноса - капитально отремонтировать дом, вернув тем самым площади ее нормальный вид?



Николай Троицкий очень гордился своим архитектурным произведением и поместил его изображение в книгу 1953 года. Что сказал бы он сейчас?


Я почему-то верю, что у этой истории будет хороший конец. И вообще впереди у площади Ленина - достойное будущее. У коренных воронежцев есть в крови такая любовь к прошлому нашего города, что площадь Ленина никогда не будет снесена...
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Вот и пришла сама беда...
Дополнительная запись 20 сентября 2018 года

Продолжаю верить в "хороший конец" истории всей площади Ленина и в то же время констатирую, что в эти дни разбирают последние остатки стен дома № 6.
Снос дома начался 23 августа 2018 года и завершился к концу сентября. И этот снос, на мой взгляд, подтвердил, что в целом каркас дома - тот остов, который устоял в войну и остался на снимках 1940-х годов - не был аварийным. Были трещины, как я и предполагал, в местах стыка послевоенной и довоенной кладки, там, где огромные  довоенные проемы в формах конструктивизма закладывали (к сожалению, довольно небрежно) шлакоблоками и белым силикатным кирпичом, чтобы сделать новые уменьшенные проемы. Это хорошо видно на снимках, которые я сделал 30 августа. Конечно, проще и дешевле снести дом и построить его заново, нежели возиться в отдельности с каждым небольшим аварийным участком стены - укреплять его, ликвидировать трещины, а где-то и перекладывать заново кладку и переделывать декор. Ведь на фасаде поверх стыков кирпичей и шлакоблоков существовала послевоенная лепнина, а в интерьерах трещины тоже шли в весьма неприятных местах, поперек стен.  Со всем этим стали бы возиться только в одном случае: если бы дом состоял на государственной охране как объект культурного наследия. Но он не состоял, как не состоит и весь основной советский  ансамбль площади Ленина.

Кто-то не верил в то, что такой дом можно снести. Теперь все поверили. Напоминаю, что точно так же, на вполне законных основаниях, можно снести Театр оперы и балета или Никитинскую библиотеку или бывшую Гостиницу "Воронеж" и на их месте построить любой новый, совсем другой, объект. Вот почему я уже не раз писал, что нам надо начинать пополнять перечень охраняемых объектов именно с таких величественных советских ансамблей, как ансамбль площади Ленина.






30 августа 2018 г. на площади еще видны руины дома и его конструктивные особенности (снимки вверху)


К 24 сентября 2018 г. знакомый угол площади совсем опустел. До последнего дня продержалась часть первого этажа с левой стороны, на улице Кирова (снимки внизу)






Что же касается новостроя на месте снесенного дома № 6, то проект предусматривает приблизительное повторение послевоенного декора Н.В. Троицкого и небольшое увеличение этажности дома. Что ж, остаётся сказать "спасибо" современным зодчим только за это? Они не были обязаны так поступать? Очень хотелось бы заключить, что Воронеж и в новую капиталистическую эру продолжает во многом отличаться в лучшую сторону...  Что он не поступает, как варвары... Но ведь ничто не мешает как угодно изменить проект на законных основаниях!

Нам остаётся радоваться даже "подделке" под Троицкого. Так радоваться ли?




------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
[Информация о строительстве дома] // Коммуна. - 1929. - 21 сент.; 1931. - 9 янв., 13 июня; Троицкий Н.В. Вот он, наш город // Воронеж. – Изд. 2-е. – Воронеж, 1967. – С. 21, Троицкий Н.В. Облик будущего Воронежа. – Воронеж, 1953. - С. 36, 40; Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность. - Воронеж, 1999. – С. 272–273; Попов П.А. Культурное наследие // Воронежский пульс: Культурная среда и культурная политика. – Воронеж, 2013. – С. 55; Гвозденко Е. «Дом под покрывалом» на площади Ленина может уйти с молотка. – URL: www.moe-online.ru/news/view/341416.html ; На главной площади Воронежа начали сносить «дом-убийцу». – URL: https://news.mail.ru/society/34507234/?frommail=1 ;
Стало известно, что появится на месте дома-призрака на площади Ленина. – URL: http://lavnes.ru/63744-stalo-izvestno-chto-poyavitsya-nameste-doma-prizraka-naploschadi-lenina.html.
--------------------------------------------------------------------------------
См. продолжение: https://popov-pavel2017.livejournal.com/3152.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment